28 Май 2019
Совет Федерации РФ одобрил принятый Госдумой законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ 22 мая 2019 года отправил его на подписание Президенту РФ.
Авторы нового закона решили, что мнение жителей многоквартирного дома (МКД) недостаточно учитывается при переводе жилого фонда в нежилой. В связи с этим они решили прописать в Жилищном кодексе РФ дополнительно необходимость получения согласия собственников на такой перевод.
Однако и раньше перевести помещение в нежилое было не так-то просто. Для перевода помещения почти всегда требуется организовывать отдельный вход в него. Работы по организации входной группы в большинстве случаев приводят к уменьшению общего имущества, что согласно жилищному законодательству требует согласия 100% собственников. Об этом мы подробно писали в этой статье.
То есть и ранее, до принятия закона, чтобы перевести помещение и соблюсти все правовые формальности, очень часто нужно было получить согласие каждого собственника на переустройство (реконструкцию), что сложно само по себе. Однако законодатели, если они были в курсе правоприменительной практики, сочли это недостаточным, и добавили новые требования.
Теперь в повестку дня общего собрания надо включать еще вопрос о согласии собственников на перевод помещения. Ранее такой вопрос формально не требовался, хотя некоторые наши клиенты из Московской области включали такой вопрос и ранее, основываясь на претензиях своих местных администраций, наряду с вопросом о согласовании предназначения помещения.
При обсуждении законопроекта тоже предлагалось получать согласие жильцов на цель использования помещения, которую можно было бы изменить, повторно проведя процедуру согласования. Однако данный пункт в ходе рассмотрения был отклонен.
Изменения коснулись определения правомочности собрания (наличия кворума) и необходимого количества голосов для того, чтобы считать перевод согласованным.
Некоторые СМИ, прочитав новый закон по диагонали, без подробностей пишут, что две трети участников собрания должны составлять жители того же самого подъезда, где находится помещение, которое планируется перевести. Это некорректное утверждение. Можете убедиться сами, прочитав первоисточник, то есть сами изменения.
Вот как звучит ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ в новой редакции:
«…Общее собрание собственников помещений в МКД, проводимое по вопросу, указанному в п. 4.5 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса (прим. авт.: п.4.5 – это «принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение»), правомочно (имеет кворум):
1) при наличии в МКД более 1 подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники помещений в данном МКД или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном МКД, в том числе собственники помещений в МКД, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в МКД одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники помещений в данном МКД или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном МКД».
Переводя с юридического на простой язык, кворум будет рассчитываться в зависимости от количества подъездов. Если он один, то надо, чтобы в собрании поучаствовали собственники, обладающие более чем 2/3 голосов от общего количества голосов в доме (упрощенно говоря, владеющие 2/3 площади помещений). Если подъездов больше, то надо соблюсти 2 пункта:
- по всему дому в целом должно участвовать собственники, обладающие не менее 50% голосов от общего количества голосов всех собственников всех помещений в доме (это стандартное правило для любого общего собрания собственников);
- участвующие в собрании собственники, живущие в том же подъезде, где находится переводимое помещение, должны обладать более 2/3 голосов от числа голосов собственников помещений в этом же подъезде.
Это далеко не то же самое, что «две трети участников собрания должны составлять жители того подъезда, где находится переводимое помещение». Не две трети участников должны жить в подъезде, а две трети из подъезда должны поучаствовать в собрании. Если в доме много подъездов, то организовав собрание, 2 трети участников которого будут жителями 1 подъезда, инициатор не получит достаточного кворума по общему правилу о 50% от всех собственников помещений в доме.
Если быть совсем точным, то речь не о жителях, а о собственниках помещений, и не об их количестве, а о количестве голосов, которые им обладают. Напомним, что количество голосов пропорционально доле в праве общей собственности, которая в свою очередь, зависит от площади принадлежащего собственнику помещения.
Одного кворума на собрании недостаточно. Надо получить еще согласие собственников в достаточном количестве. Это количество теперь указано в ч. 1.2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ:
«Решение общего собрания собственников помещений МКД, предусмотренное п. 4.5 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, принимается:
1) при наличии в МКД более 1 подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в МКД при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в МКД, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;
2) при наличии в МКД одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в МКД».
То есть для согласия на перевод нужно получить большинство голосов от общего числа голосов участвующих в собрании, а если в доме подъездов два и больше, то и отдельно по самому подъезду с переводимым помещением нужно получить также более 50% голосов «ЗА» от общего числа голосов собственников помещений в подъезде.
Таким образом, инициатору собрания следует озаботиться, как оформить протокол, чтобы из него контролирующие органы могли понять, кто живет в нужном подъезде, и достаточно ли их для определения правомочности самого собрания и для принятия решения по вопросу перевода.
С другой стороны, за оформление протокола можно не переживать, если Вы организуете для перевода отдельный вход в помещение, чем уменьшаете общее имущество, и намерены получать согласие на переустройство (реконструкцию) абсолютно всех собственников помещений. Если все собственники будут за переустройство, то и за перевод тоже, наверняка, поставят галку «ЗА».
Новым законом дополнен перечень документов, который подается заявителем для перевода помещений (ст. 23 Жилищного кодекса).
Нужно представить также протокол общего собрания, при этом не забудьте, что оригинал по ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ должен быть передан инициатором в УК/ТСЖ и направлен ими в ГЖИ. То есть на практике либо придётся составлять 2 подлинника, включая бюллетени, либо нарушать ст. 46 и не отдавать в УК оригиналы, либо не соблюдать ст.23 и отдавать в органы местного самоуправления копию протокола.
Кроме протокола новым требующимся документом является согласие всех собственников каждого помещения, примыкающего к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое.
Примыкающие помещения – это те, которые имеют общую стену или расположены непосредственно над или под переводимым помещением. Письменное «согласие» пишут сами соседи-собственники в произвольной форме, позволяющей определить их волеизъявление. В нём надо указать ФИО собственника -физического лица, полное наименование и ОГРН собственника - юридического лица, паспортные данные собственника, номер его помещения и реквизиты документов, подтверждающих право собственности.
Ранее в ст. 22 Жилищного кодекса РФ указывалось, что перевод жилого помещения в нежилое не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. То есть требование о необходимости организации отдельного входа в большинстве случаев существовало и ранее.
Принятым законом это положение дополнили: «в помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям».
Также в полномочия органа жилищного надзора прописали проверку соблюдения обязательных требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое.