8-800-100-24-97
звонок бесплатный

​Какая ответственность предусмотрена для управляющей организации, ТСЖ, кооператива, если они не направили оригинал протокола в жилищную инспекцию?

15 Апрель 2019

Какая ответственность предусмотрена для управляющей организации, ТСЖ, кооператива, если они не направили оригинал протокола в жилищную инспекцию?

Статья 46 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что инициатор общего собрания передает оригинал протокола общего собрания вместе с решениями собственников в управляющую организацию, правление ТСЖ или кооператива. Те, в свою очередь, обязаны в течение 5 дней с момента получения документов направить их в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Порядок направления документов в жилищную инспекцию утвержден в Приложении №2 к Приказу Минстроя РФ 44/пр от 28.01.2019.

Что будет управляющей организации, ТСЖ или кооперативу, если они не предоставят документы в ГЖИ?

Ответственность предусмотрена довольно общей статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Непредставление сведений (информации)»:

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде,влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.

Нам попадались ответы жилищных инспекций, которые писали жителям, что рассматриваемой ответственности не предусмотрено. Однако это не так, и многие их коллеги на своих официальных сайтах указывают примерно то же самое, что и мы написали выше. Например, об этом пишут Государственная жилищная инспекция Новосибирской области или Государственная жилищная инспекция Челябинской области.

Также можно почитать разъяснение Государственной жилищной инспекции Кировской области, которая дополнительно указывает, что ответственность самого инициатора проведения собрания за непредставление документов в соответствии с требованиями части 1 статьи 46 Жилищного кодека РФ в управляющую организацию законом не предусмотрена. Однако управляющая организация имеет право истребовать эти документы у инициаторов общих собраний в судебном порядке.

Некоторые управляющие компании именно так и поступают, требуя в суде у инициаторов даже протоколы общих собраний, которые те не сталисоставлять из-за отсутствия кворума.

На сайте Государственной жилищной инспекции Республики Алтай собраны ошибки, допускаемые при проведении общих собраний. Там также указано на необходимость направления протокола в ГЖИ, ответственность за несоблюдение этого требования по ст. 19.7 КоАП РФ. Инспекция рекомендует управляющим организациям, если инициатор не передал документы общего собрания, - запросить их письменно. Этот запрос, по мнению органа жилищного надзора, будет говорить о том, что управляющая организация приняла меры, чтобы исполнить свои обязанности.

Данная административная ответственность не является новой. Раньше от УК, ТСЖ и кооперативов требовалось предоставлять не оригиналы документов, а копии. Не направивших в ГЖИ копии протокола и решений до 2018 года также штрафовали по ст. 19.7 КоАП РФ.

Например, Ульяновский областной суд постановлением от 22 августа 2016 г. по делу N 4А-274/2016 оставил в силе решение мирового судьи о назначении управляющей организации штрафа 3000 руб.

Директор этой компании пытался оспорить административной наказание, ссылаясь на то, что компания получила документы от инициатора собрания в выходной день, «в связи с чем нельзя считать, что специалист компании получил указанные документы как должностное лицо, находящееся при исполнении своих обязанностей», поэтому «передачу документов в выходной день нельзя расценивать как надлежащее вручение этих документов» управляющей организации.

Суд отклонил эти доводы. Он установил, что сотрудник как должностное лицо компании пришел домой к инициатору собрания узнать о результатах голосования. Тогда же ему инициатор вручил под расписку копию протокола собрания и копию принятых решений.Суд изучил должностную инструкцию сотрудника, в ней была прописана обязанность оказывать методическую помощь собственникам жилых помещений при организации и проведении общих собраний, а также оформлении результатов этих собраний. Суд счёл это бесспорным свидетельством того, что сотрудник управляющей организации получил документы как должностное лицо в соответствии со своими полномочиями. То обстоятельство, что это произошло в выходной день, не свидетельствует о том, что эти документы вручены ненадлежащим образом.

Аналогичный штраф получила управляющая компания из Челябинской области.

В Республике Башкортостан товариществу собственников жилья удалось отбиться в суде апелляционной инстанции от штрафа в 3000 рублей в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности. Нарушение было выявлено жилищной инспекцией в конце декабря, но протокол об административном правонарушении составили только в марте, а мировой суд назначил штраф в апреле следующего года. Районный суд отменил решение нижестоящего суда.

Срок привлечения по ст. 19.7 КоАП РФ составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.

Ответственность за не передачу протокола и решений собственников очень скромная. А решения, принимаемые на собрании, бывают слишком важные, чтобы их потеряла управляющая компания, ТСЖ или кооператив. Поэтому некоторые инициаторы направляют протокол в органы жилищного надзора самостоятельно, минуя посредников.

Если вы решили поступить также, то хотим предупредить, что на практике возможны случаи, когда управляющая компания отказывается исполнять решения общего собрания, ссылаясь на то, что не получала оригинал протокола, по которому собственники ей что-то поручали выполнить.