01 Июль 2018
В силу ч. 1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ) голосование на общем собрании осуществляется собственником как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителей могут быть основаны на законе, либо доверенности. Родители несовершеннолетних собственников являются их представителями в силу закона.
Большинство судебной практики исходит из того, что за несовершеннолетних (лиц до 18 лет) должны голосовать родители. Например, в Ижевске (https://rospravosudie.com/court-pervomajskij-rajonnyj-sud-g-izhevska-udmurtskaya-respublika-s/act-498370965/) суд исключил из подсчёта голоса несовершеннолетних.
К решению надо приложить копию свидетельства о рождении ребенка в качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя. Кроме того, в бланке в строке «представитель» надо указать данные родителя, который подписывал решение от имени ребенка.
Так, в Томске (https://rospravosudie.com/court-tomskij-oblastnoj-sud-tomskaya-oblast-s/act-559246700/) исключили из подсчета кворума бланки, где за детей проголосовали родители из-за того, что «не представляется возможным установить голосование от имени несовершеннолетних их законных представителей ввиду отсутствия указания на таковых в самих бланках решений собственников. Свидетельства о рождении несовершеннолетних собственников квартир к банкам решений не приложены, не представлены они ни суду первой, ни апелляционной инстанции».
В некоторых регионах встречается практика, где дети с 14 до 18 лет голосуют самостоятельно. Например, суд в Хабаровске (https://rospravosudie.com/court-industrialnyj-rajonnyj-sud-g-xabarovska-xabarovskij-kraj-s/act-523457622/) отклонил доводы о том, что в голосовании участвовали несовершеннолетние, не обладающие полной дееспособностью, «поскольку правом на участие в общем собрании обладают, в том числе и несовершеннолетние собственники в возрасте от 14 до 18 лет, что не противоречит положениям ст. 26 Гражданского кодекса РФ».
Однако в последнем случае, по общему правилу, требуется письменное согласие родителей. В Барнауле был случай (https://rospravosudie.com/court-industrialnyj-rajonnyj-sud-g-barnaula-altajskij-kraj-s/act-561905678/), когда бланки решений несовершеннолетних от 14 до 18 лет были исключены, так как в силу ст. 26 Гражданского кодекса РФ для сделок требуется письменное согласие законных представителей, однако оно в период проведения собрания отсутствовало.