15 Август 2019
Некоторые наши клиенты проводят собрания членов ЖСК, так как именно эта форма управления действует в их доме. При подготовке документов часто возникают вопросы, на которые мы постарались ответить в этой статье.
Чем отличается собрание собственников от собрания членов ЖСК?
1. У собраний разная компетенция, то есть они могут решать разные вопросы. Вопросы, которые перечислены в ст. 44 Жилищного кодекса РФ, могут решать только собственники, например, это вопросы по капитальному ремонту. Если решения по этому вопросу примет собрание членов кооператива, то такие решения могут быть признаны недействительными. Компетенция собрания членов ЖСК устанавливается уставом кооператива, это могут быть вопросы выбора правления, ревизионной комиссии, утверждения сметы доходов и расходов, утверждение отчетов и т.д.
2. На собраниях действует разный порядок подсчета голосов. Голоса членов кооператива считаются по количеству людей, а голоса на собрании собственников зависят от площади принадлежащих им помещений. Поэтому участие одних и тех же лиц в собраниях будет давать различное количество голосов, которое будет зависеть от вида собрания – собственников или членов кооператива.
3. Различается сама процедура проведения собраний. Проведение собраний собственников регламентировано ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ, Приказом Минстроя РФ №44/пр 2019 г.
Про собрания членов кооператива в Жилищном кодексе РФ есть только одна статья – 117, остальное должно регулироваться уставом кооператива. Часто там предусмотрен усложненный порядок его проведения. Например, если собрание собственников может созвать любой собственник, то в уставе кооператива может быть прописано, что собрание членов ЖСК созывается по инициативе не менее чем 30% членов кооператива.
Обращаем внимание, что кодексом не предусмотрено такой формы собрания как «общее собрание собственников ЖСК»! Не смешивайте 2 вида собрания в одно, чтобы не было сложностей в отстаивании принятых решений в суде.
Какие вопросы возникают при проведении собраний членов ЖСК?
Сложность в том, что Жилищный кодекс РФ очень скромно описывает порядок проведения собраний членов кооператива, оставляя эту регламентацию для устава ЖСК. Однако во многих домах уставы кооперативов не менялись по 30-50 лет. Они безнадежно отстали от терминологии Жилищного кодекса РФ, в чём-то ему противоречат, иногда предусматривают только очную форму собрания, которую провести в современных условиях весьма проблематично. Но чтобы привести устав в соответствие действующему законодательству, нужно как-то провести общее собрание членов ЖСК, и получается замкнутый круг.
Важный вопрос – распространяются ли положения статей 44-48 Жилищного кодекса РФ (про общие собрания собственников помещений) на собрания членов кооператива в части, не противоречащей ст. 117 Жилищного кодекса РФ (про собрания членов ЖСК)?
Если ответ положительный, то в кооперативе можно провести собрание его членов в очно-заочной форме, удобной и наиболее распространенной.
Суды в своей практике чаще применяют нормы про общие собрания собственников к собраниям членам ЖСК:
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2019 по делу N 33-6961/2019.
Лица, оспаривающие решение собрания членов ЖСК, указывали, что собрание проводилось в форме очно-заочного голосования, что противоречит положениям устава ЖСК, не предусматривающего смешанной очно-заочной формы голосования, а потому в силу положений пп. 3 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ свидетельствует о незаконности проведения собрания в такой форме.
Однако суд с такими доводами не согласился, отказался признать решение собрания недействительным и отметил, что Жилищный кодекс РФ и глава 9.1 Гражданского кодекса РФ не содержит запрета на проведение общего собрания в подобной форме. При этом само по себе отсутствие в Уставе ЖСК прямого указания на возможность проведения голосования в такой форме не свидетельствует о его несоответствии закону.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2019 по делу N 33-11513/2019.
Истцы также считали процедуру проведения собрания членов ЖСК нарушенной. Суд изучил соответствие протокола общим нормам о проведении собрании собственников (ст. 48 Жилищного кодекса РФ), а также требованиям Минстроя РФ к оформлению протокола, и пришел к выводу о том, что протокол составлен согласно положениям этих нормативно-правовых актов.
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.05.2018 по делу N 33-15849/2018.
Аналогичным образом не приняты во внимание доводы истцов о нарушениях при проведении собрания членов ЖСК в очно-заочной форме. Суд выяснил, что уведомления о собрании были вывешены на стендах, находящихся в подъездах дома, члены ЖСК оповещались о собрании в ходе поквартирного обхода, голосование проводилось по вопросам соответствующим повестке, указанной при проведении внеочередного собрания, кворум его созыва имелся, нарушений при подсчете голосов не выявлено.
Нарушений, влекущих недействительность решений общего собрания членов кооператива, суд не установил.
4. Определение Московского городского суда от 04.12.2017 N 4г-15204/2017.
Суд при рассмотрении дела принял во внимание, что действующая на дату проведения собрания редакция устава ЖСК не соответствует Жилищному кодексу РФ в части форм проведения собраний, а также вопросов, которые могут быть разрешены при применении указанных в уставе форм. В уставе не было очно-заочной формы собрания, однако суд посчитал правильным руководствоваться общими положениями Жилищного кодекса РФ про собрания, предусматривающими среди прочих и очно-заочную форму.
Суд проверил содержание бюллетеня на соответствие требованиям ч. 5.1. ст. 48 ЖК РФ, отметил, что при проведении очной части собрания очно-заочной формы голосования члены кооператива регистрировались в журнале (листе) регистрации, решение внеочередного общего собрания членов кооператива оформлено протоколом, что соответствует ч. 4 ст. 117 Жилищного кодекса РФ и самому уставу.
Суд отметил, что порядок созыва и проведения собрания членов ЖСК не противоречит Жилищному кодексу РФ, оспариваемые решения приняты по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов, и отказал в признании их недействительными.
Имеется противоположное решение, которое вынесено тем же судом, отчего оно кажется еще более странным:
Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2018 по делу N 33-11818/2018.
Суд решил, что очно-заочная форма собрания членов ЖСК не предусмотрена Жилищным кодексом, так как в ст. 117 кодекса про участников такого собрания написано слово «присутствующие», поэтому можно проводить собрания только в очных формах.
В этом деле были признаны недействительными собрания членов ЖСК, проведенного в форме очно-заочного голосования.
В судебном решении указано, что общие положения главы 9-1 ГК РФ «Решения собраний», в соответствии с п. 1 ст. 181 - ГК РФ, подлежат применению к спорным отношениям в случае, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. При этом отношения по созыву и порядку проведения общих собраний членов жилищного кооператива регулируются ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 117 Жилищного кодекса РФ и Уставом кооператива. Поэтому вопросы о соблюдении установленного законом порядка созыва и проведения общих собраний членов ЖСК должны разрешаться судом исходя из содержания норм этих статей, а также положений Устава (в той части, в которой положения Устава не противоречат нормам кодекса).
«Согласно ч. 1 ст. 117 ЖК РФ, общее собрание членов ЖСК проводится в очной форме. На это указывает то, что в силу приведенной нормы кворум общего собрания членов жилищного кооператива определяется по количеству присутствующих на общем собрании членов кооператива, а принятие решения определяется исходя из количества проголосовавших за принятие решения членов кооператива из числа лиц, присутствующих на собрании.
В отличие от установленного законом порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 47 ЖК РФ) и от порядка проведения общего собрания членов ТСЖ (п. 6 ст. 146 ЖК РФ) в ст. 117 ЖК РФ, регулирующей порядок проведения общего собрания членов ЖСК, не предусмотрена возможность проведения общего собрания членов жилищного кооператива в заочной форме (в форме заочного голосования)».
В силу положений ч. 1 ст. 113 Жилищного кодекса РФ, порядок принятия решений органами управления кооператива устанавливается Уставом жилищного кооператива. Из устава кооператива суд также усмотрел, что проведение общего собрания членов кооператива осуществляется только в форме совместного присутствия, так как «Уставом определено лицо, которое ведет собрание; определено, что правомочность собрания определяется количеством присутствующих на собрания членов ЖСК; определено, что последствием отсутствия необходимого числа членов кооператива на собрании кворума является созыв нового собрания; определено, что решения принимаются голосами членов кооператива, присутствующих на собрании. Следовательно, Уставом также установлено, что такой орган управления как общее собрание членов кооператива вправе принимать решения только на собраниях, проводимых в форме совместного присутствия».
Понять логику этого решения еще труднее, чем провести собрание в очной форме в кооперативе, членами которого являются, например, 300 человек.
На всякий случай отметим, что Минстрой РФ в своих требованиях к протоколу собраний собственников под словом «присутствующие» понимает любых участников собрания независимо от формы его проведения, что следует из подп. «в» п. 12 Требований.
Еще занимательнее практика судов, которые ставят положения устава кооператива выше того, что прямо регламентировано в Жилищном кодексе РФ. Применительно к общим собраниям членов ЖСК – это требования к кворуму собраний.
Согласно общему правилу, предусмотренному в ч. 1 ст. 117 Жилищного кодекса РФ, общее собрание членов жилищного кооператива имеет кворум, если на нем присутствует более 50% членов ЖСК. А вот как на это правило смотрят суды (примеры ниже могут пригодиться при оспаривании решений общих собраний членов кооператива):
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2018 по делу N 33-30192/2018.
В уставе кооператива предусматривалось, что общее собрание членов ЖСК признается правомочным при участии в нем не менее 2/3 общего числа членов кооператива. Инициаторы при проведении собрания руководствовались Жилищным кодексом РФ и определяли кворум из расчета присутствия более 50% членов ЖСК.
Суд указал, что устав кооператива не изменялся, с учетом его положений кворум должен определяться как 2/3 от общего количества голосов.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2017 N 33-35908/2017.
Как и в предыдущем случае, уставом предусматривалось, что собрание правомочно, если на нем присутствует члены кооператива, обладающие более 2/3 голосов от общего числа его членов.
В собрании приняло участие 57 процентов членов кооператива, на основании чего суд пришел к выводу об отсутствии кворума, необходимого для признания собрания правомочным.
Если в Вашем доме кооператив, будьте внимательны при проведении собраний:
- проверяйте компетенцию собрания, может ли оно решать те вопросы, которые выносятся на голосование,
- при проведении собраний членов ЖСК обязательно изучите устав кооператива и постарайтесь следовать установленной в нём процедуре проведения собрания, обращая особое внимания на порядок созыва (инициирования и уведомления), необходимое количество голосов.
- если устав сильно устарел, утвердите на собрании его новую редакцию.