23 Сентябрь 2015
Сразу скажу - статья написана максимально доступно, умышленно заменял специальные термины на обычные слова для того, чтобы ее могли прочесть и бабушки, и специалисты ЖКХ, и депутаты, а также для примера даны простые и понятные цифры. Зная элементарное - вы уже сможете разобраться со своим домом легко. Для начала давайте разберемся, что вообще привело к банкротству и почему эта тема максимально мягко и тихо звучит со всех уст, хотя должны кричать "Внимание!!!".
Как правило, управляющие компании собирают плату за жилищно-коммунальные услуги с населения в одном платеже. Вы разом оплачиваете как содержание и ремонт дома (сюда входят: вывоз мусора, уборку подъезда и двора, содержание "аварийки", лифтов, платеж управляющей компании за ее услуги - эти все деньги, ежемесячно "проедаются", но , также, внимание, накопление на будущий ремонт, в среднем около 20% от платежа - эти деньги хранятся в управляющей компании), так и горячую и холодную воду, отопление, канализацию.
Управляющая компания первую часть (содержание и ремонт) оставляет себе и обязана выполнять добросовестно эти услуги. Вторую часть обязана передать Водоканалу и иным ресурсоснабжающим компаниям (за тепло, горячую воду итд).
Теперь представим себе обычный дом, 100 абсолютно одинаковых квартир, в которых все жители одинаково потребляют коммунальные услуги (воду, отопление).
ВСЕ РАСЧЕТЫ НИЖЕ ДАНЫ ДЛЯ ПРИМЕРА, но они покажут наглядно всю проблему.
Каждая квартира платит, например около 1000 рублей за содержание (вывоз мусора, уборки итд), а также 1000 рублей в сумме за воду и отопление. По опыту собрать 100% платежей практически невозможно, это происходит в редких домах. Собираемость платежей составляет около 90-95% в лучшем случае (в "сложных" домах типа общежитий бывает еле превышает 50%, то есть полобщаги не платят вообще).
Что происходит на практике? (все цифры, повторюсь, примерные, для простоты понимания!)
Управляющей компании выгодно собирать все деньги до последнего с вашего дома. До момента ликвидации компании!!! Поэтому до последнего вам могут врать, что даже процедура банкротства - это лишь технические сложности и боятся нечего, в доме всегда будет вода и тепло. Мол домом будут управлять как и раньше.
Да, управлять будут и воду никто никогда не отключит (вы слышали в новостях хоть раз чтобы зимой где-то отключили в жилом (!) доме отопление за долги?), но накопления на ремонт (те самые ежегодные 240000 рублей в нашем примере) вы рискуете уже никогда не получить, особенно страшно тем домам, у кого накоплены миллионы, а ремонт очень давно не делался. Можно ли это как-то решить? Да и ответ есть, перейдет к следующему пункту.
Во-первых, стабильность, лучше хаоса. Чиновники заинтересованы в поддержании стабильности, пусть даже, обманывая или скрывая часть информации. "Ваш дом будут обслуживать до последнего, никто дом не бросит, не бойтесь!!!" - да это так, но накопленные деньги (с ними и ремонт подъезда и двора) вероятно сгорят (пропадут, исчезнут - называйте как хотите)! Об этом молчат все. Более того, если компания уже попала в процедуру банкротства, то, когда вы платите тот же тариф, вы с очень высокой вероятностью потеряете эти самые 20% (или 240000 из нашего примера) и не сможете провести никаких работ в доме (у вас не будет ремонтов, благоустройства, замены труб итд).
Во-вторых, многие прямо или косвенно заинтересованы в развале большой компании, чтобы подобрать дома на обслуживание в свои аффилированные компании. Забрать дом через процедуру собрания, объяснив и доказав качество услуг - сложно, долго. Забрать дом, зачастую, путем обмана (подпишите здесь или завтра у вас отключат отопление, чего не будет точно!) - гораздо проще.
В-третьих, многие общественники не скрывают, что хотят в будущем стать политиками, депутатами более высоких органов законодательной власти. Открыто рассказав всю процедуру (и шаги действий) - можно добавить хаоса, это не очень правильно, не политкорректно, да и опасно с точки зрения карьеры. Многие председатели домов (они тоже ведь общественники) имеют хорошие отношения с управляющими компаниями и не хотят эти отношения терять. В общем, тут рассуждать нет смысла, просто в следующий раз когда слушаете очередное выступление и зная уже информацию из данной статьи - делайте выводы. При этом вы уже в ходе этой статьи убедитесь, что если разобраться - можно честно и открыто управлять своим домом и минимизировать риски.
Эти советы носят рекомендательный характер и помогут вам с минимальными потерями для себя и своего дома выйти из данной ситуации.
1. Узнать сколько денег на счете дома накоплено к этой дате, а также сколько дом "проедает" ежемесячно по строке "Содеражние и ремонт" - без учета накоплений на ремонт.
2. Определиться - на что потратить эти деньги: либо сделать какие-то виды ремонта, либо СНИЗИТЬ КВАРТПЛАТУ! - обязательно оформить это протоколом собрания с указанием конкретных дат для исполнения!
3. Получить результат (либо ремонт, в срок 1-3 месяца, либо снижение тарифа и ежемесячного платежа за ЖКХ). Оттягивать сроки - это как пытаться дать умирающему человеку время чтобы он сказал вам что-то важное потом, например, через полгода или на следующий год.
4. Выбрать новую управляющую компанию (о том, как выбрать компанию мы подробно рассмотрим в отдельной статье), провести собрание, перейти.
5. С умом управлять своим домом в будущем.
Пример №1:
Жители дома по ул. К., на счете которого было накоплено 4 млн. рублей провели собрание и приняли решение - снизить тариф на "Содержание ремонт" до размера 0,00 рублей на 1 год.
В год их дом (согласно отчета УК) требует 3,5 млн. рублей на содержание (вывоз мусора, уборки итд). Тем самым жители теперь смогут целый год платить только за потребленную воду и отопление. Логика жителей правильная - платить деньги в компанию-банкрот (в стадии банкротства), при том что на счете дома огромная сумма, особого смысла не имеет.
Пример №2:
Жители дома по ул. В., на счет которого было около 0,5 млн рублей, провели собрание и снизили платеж за услуги ЖКХ на величину сбора на ремонт (те самые 20% в нашем примере). Тем самым они платят только за содержание, но не платят деньги в накопление, на счете управляющей компании, которую вот-вот признают банкротом. Бонусом жители получили сокращение платежа на сумму выше, чем их платеж за кап. ремонт региональному оператору. Теперь накопление идет только туда, а 0,5 млн. уже накопленных на счете дома позволят провести любые аварийные работы (заварить трубы, поменять вентиля итд) при необходимости.
Пример №3:
Жители дома по ул. М., на счете которых было около 3 млн рублей, планировали сделали ремонты в подъездах, когда узнали, что компанию хотят признать банкротом, но доверившись словам "умных людей", что на следующий год всё сделают - ни стали ни проводить собраний, ни менять тарифов. В итоге спустя некоторое время - компания была ликвидирована, жители остались без ремонтов и без накопленных средств (взять с банкрота было нечего, а долги были огромные).
Образцы и примеры документов общих собраний для скачивания мы выложим чуть позже. Да, для проведения собрания нужно будет собрать подписи жильцов, но это вы сделаете 1 раз, зато потом будете радоваться и жить в доме, где либо низкая квартплата (пусть и всего на год), либо сделан ремонт.
Управляйте своим домом с умом! Домсканер в этом поможет!
После этой статьи у вас наверняка появился вопрос: а на чем тогда зарабатывает управляющая компания?
Да, резонный вопрос задаст каждый читающий эту статью. В "содержании" заложены средства за оплату услуг управляющей компании - это и есть то, что они зарабатывают. Но есть и другие случаи. Ответить здесь однозначно сложно, но на практике, жители выясняют, что компания, которая собирает с жителей деньги на вывоз мусора в сумме х-рублей, платит подрядчику за эту же работу (х-%) рублей, и так по каждой статье. Плюс сам ремонт. Накоплено 240000 рублей в доме на ремонт, управляющая компания предлагает заменить 10 окон в подъездах на эти деньги, а на деле любой другой подрядчик готов за эту же сумму заменить 15-20 окон. Так, с дома по копеечке...