8-800-100-24-97
звонок бесплатный

​Как получить с управляющей компании штраф за ошибки в начислении платы

05 Апрель 2020

Речь пойдет о штрафе, предусмотренном в статьях 156 и 157 Жилищного кодекса РФ. Там предусмотрены случаи, когда управляющая компания (ТСЖ, кооператив) неправильно рассчитывают плату за содержание и текущий ремонт либо за коммунальные услуги - воду, электроэнергию, тепло и т.д., что часто влечет увеличение размера платы.

В этих нормах закона написано, что

- в случае нарушения порядка расчета платы организация должна уплатить потребителю штраф в размере 50% превышения.

- исключения: нарушение произошло по вине потребителя или было устранено до обращения и (или) до оплаты жителями.

- потребитель должен письменно обратиться в организацию о выплате штрафа.

- дальше у организации есть 30 дней на проверку правильности начисления, после чего она принимает решение о выявлении нарушения и выплате штрафа либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

- при положительном решении организация выплачивает штраф не позднее 2 месяцев со дня обращения потребителя. Делается это путем снижения размера платы или путем снижения размера задолженности.

В Правилах предоставления коммунальных услуг №354 (пункты 155(1) и 155(2)) содержится важное уточнение: если речь идет о коммунальных услугах, то в заявлении надо будет указать не только ФИО потребителя, но и дату и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, ИНН.

Таким образом, первым шагом является написание заявления в саму организацию, где обосновывается ошибка, просьба произвести перерасчёт и уплатить штраф в размере 50% превышения. Не лишней будет ссылка на закон (упомянутые выше нормы). Если речь о коммунальных услугах, то в заявлении надо не забыть указать более подробные данные о себе.

Дальше надо подождать 1 месяц решения управляющей организации. Компания может законно отказать в перерасчете, если ошибка возникла не по ее вине (например, потребитель неверно передавал показания счетчика), если она исправила ошибку сама до обращения потребителя и (или) он еще не оплатил неправильно начисленную плату.

Если организация незаконно отказывает в перерасчете - то только после этого стоит жаловаться в жилищную инспекцию или суд. Последний вариант стоит выбирать, когда твердо уверены в своей правоте.

Штраф, о котором идет речь, появился в Жилищном кодексе в 2018 г., и за 2 года появилось достаточно судебной практики, которая поможет кому-то научиться на чужих ошибках.

Чаще всего суд отказывает, если плата неправильно начислена до 2018 года (до появления в Жилищном кодексе этих норм про штраф).

Апелляционное определение Мосгорсуда от 16.12.2019 по делу N 33-56661/2019:

«судебная коллегия обращает внимание, что взыскивать штраф с ответчика за период с января 2016 года по март 2018 года истец не вправе, поскольку норма ч. 6 ст. 157 ЖК РФ в части взыскания штрафа введена в действие с января 2018 года».

То же самое написано в апелляционном определении Мосгорсуда от 14.12.2018 по делу N 33-48690/2018, определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2020 по делу N 88-4141/2020 (Пермь), определении Мосгорсуда от 12.04.2018 N 4г-4052/2018.

Однако встречаются случаи взыскания штрафа за ошибки в периоды до 2018 года:

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.04.2019 по делу N 33-6719/2019 – неправильная плата была насчитана в 2016 году.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.10.2018 N 33-18555/2018 – ошибка была допущена в 2017 г.

Также суды отказывают во взыскании штрафа, если потребитель не обращался в организацию в установленном порядке с письменным заявлением.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.09.2019 по делу N 33-6718/2019:

«… должно быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа, и выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги. …истец в досудебном порядке не обращалась к ответчику с таким заявлением, следовательно, у суда отсутствовали основания для взыскания штрафа».

Аналогичный результат можно найти в апелляционном определении Кемеровского областного суда от 25.07.2019 по делу N 33-8003/2019, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2019 по делу N 88-490/2019 – Ростов-На-Дону.

Суд откажет, если ошибка исправлена до обращения собственника с заявлением.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2018 N Ф09-7224/18 по делу N А71-4432/2018, Удмуртия:

«В удовлетворении требования о взыскании штрафа за превышение начисленной платы за оказанную услугу по отоплению отказано правомерно, так как установлено, что ответчиком нарушения, допущенные при начислении истцу платы за отопление, были устранены до осуществления истцом оплаты поставленных энергоресурсов, в силу чего обязанность по уплате штрафа у ответчика не возникла».

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А60-29328/2018, Свердловская область:

«первым обстоятельством, освобождающим ошибочно рассчитавшего плату за коммунальные услуги исполнителя от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, является вина потребителя в нарушении порядка расчета платы, вторым обстоятельством - устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.

Из буквального толкования абзаца первого п. 155 (1) Правил N 354 следует, что у исполнителя отсутствует обязанность по уплате штрафа в том случае, когда он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ): до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере); до обращения потребителя (даже в случае получения оплаты); до обращения потребителя и осуществления оплаты».

В этом последнем примере таких исключений по делу не было установлено, и было принято положительное для собственника решение.

Нашелся 1 странный случай, когда во взыскании отказали из-за того, что помещение было нежилым. Хотя в пользу собственников нежилых помещений обычно взыскивают без проблем.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 N 01АП-1160/2019 по делу N А43-40204/2018, Дзержинск:

«Заявитель указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании штрафа, поскольку спорное помещение является нежилым. По мнению истца, закон в данном случае под плательщиками за жилое помещение подразумевает как собственников квартир, так и собственников нежилых помещений.

… Из правового толкования указанной нормы следует, что уплата штрафа при нарушении порядка расчета платы за содержание лишь жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы производится собственникам жилого помещения или нанимателям жилого помещения.

Таким образом, в данном случае в упомянутой норме речь идет только о жилом помещении, а не помещении вообще. Учитывая, что спорное помещение является нежилым, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения к ответчику меры гражданско-правовой ответственности в виде штрафа».

Обратный пример - постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 N 17АП-19441/2018-ГК по делу N А60-34390/2018, Екатеринбург. Там удовлетворили требование о взыскании штрафа в пользу собственника нежилого помещения. То же самое было по делу N А60-29328/2018.

В одном деле отказали из-за того, что спор касался начисления пени, а не самой платы за содержание жилья.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2020 N 88-225/2020, Нижний Новгород:

«Обращаясь в суд с исками, истец полагал, что ответчиками неверно начислены пени за содержание и ремонт общего имущества, что образует их право на взыскание штрафа в размере половины от неверно начисленной суммы платы.

Разрешая исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции отказали, исходя из отсутствия оснований для применения к возникшим спорным правоотношениям положений ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, которой предусмотрено взыскание штрафа при неверном расчете платы за содержание жилого помещения, тогда как пени не являются составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги, вид и перечень которых установлен ст. 154 ЖК РФ… Таким образом, основанием для взыскания штрафа является только установление факта неверного расчета платы».

Стоит помнить, что штраф идет в оплату будущих платежей или уменьшения задолженности.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 N 08АП-3157/2019 по делу N А75-8229/2018:

«При этом, из приведенных норм жилищного законодательства (части 6, 7 статьи 157 ЖК РФ) следует, что законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 ЖК РФ».

Решение нижестоящего суда было изменено, требования удовлетворены частично: исполнителя коммунальной услуги обязали произвести перерасчет на сумму штрафа.