03 Март 2019
Требования к работе аварийно-диспетчерской службы (АДС) описаны в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Эти Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416. С 1 марта 2019 года вступили в силу изменения в порядок работы АДС. В статье мы расскажем, какие требования к аварийно-диспетчерскому обслуживанию предъявляются теперь.
Управляющая компания, ТСЖ или кооператив обязаны организовать деятельность АДС. Аварийно-диспетчерское обслуживание можно осуществлять своими силами, а можно найти специализированную организацию в помощь и заключить с ней договор на оказание нужных услуг.
В последнем случае в стороннюю АДС передается комплект технической документации на все объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов внутридомовых инженерных систем, планы подземных коммуникаций и другие документы, которые нужны для аварийно-диспетчерского обслуживания. Также в этом случае управляющая компания, ТСЖ или кооператив должны обеспечить для работников АДС свободный доступ в помещения, являющиеся общедомовым имуществом, и на иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
Аварийно-диспетчерское обслуживание включает в себя:
- повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем домов,
- контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (новая обязанность, появилась с 1 марта),
- круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в установленные сроки заявок собственников и пользователей помещений. Эти заявки могут касаться коммунальных услуг, содержания и ремонта общедомового имущества, устранения неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнения других обязанностей управляющей организации по договору управления, обязательств ТСЖ или кооператива по управлению многоквартирным домом,
- принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.
Как и ранее, АДС с помощью системы диспетчеризации должна обеспечивать контроль загазованности технических подполий и коллекторов, а также громкоговорящую (двустороннюю) связь с пассажирами лифтов.
Из Правил исключили обязанность обеспечивать громкоговорящую (двустороннюю) связь с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, дворниками.
Аварийно-диспетчерское обслуживание выполняется круглосуточно.
Результаты непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются работниками АДС в соответствующих журналах, которые ведутся, в том числе в форме электронных документов. Ранее ведение журналов в электронной форме не предусматривалось.
Теперь Правила устанавливают сроки выполнения определенных действий АДС:
1. Ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения должен даваться в течение не более 5 минут. Если такой срок не получается обеспечить ответ потребителю, то диспетчер должен перезвонить в течение 10 минут либо надо сразу предусмотреть возможность для потребителя оставить голосовое и (или) электронное сообщение. В последнем случае сообщение рассматривается АДС также в течение 10 минут. В течение получаса с момента регистрации заявки потребителю сообщают предполагаемые сроки её исполнения.
2. Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется круглосуточно в соответствии с согласованными с заявителем сроком и перечнем требующихся работ и услуг.
3. АДС с момента регистрации заявки обеспечивает:
- локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса.
- ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов;
- ликвидацию засоров мусоропроводов в течение 2 часов, но не ранее 08:00 и не позднее 23:00 при круглосуточном приеме заявок;
- подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий продолжительность перерывов, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг №354.
4. АДС обеспечивает устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения. О случаях таких аварий АДС также должна сообщить в органы местного самоуправления и в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций. Ресурсоснабжающие организации информируются также о случаях аварий или повреждений информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего имущества
АДС может ликвидировать такие аварии и повреждения самостоятельно или привлечь службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций. В обязательном порядке ресурсоснабжающие организации вызываются в случаях, когда закон содержит специальные требования к осуществлению ресурсоснабжающими организациями деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
В п. 17 Правил подробно написано, как АДС принимает заявки от жителей.
АДС принимает заявки при непосредственном обращении в неё потребителей, в том числе по телефону, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам в подъездах и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.
Далее заявки регистрируются в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством РФ записи телефонного разговора. Требование о записи телефонного разговора – новое положение Правил, при этом срок хранения записей там не указан. Заявителя информируют о регистрационном номере заявки и о регламентных сроках и мероприятиях по её выполнению.
Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью АДС. Он должен храниться в помещении АДС, и потребители имеют право ознакомиться с записанными в нём заявками.
Исходя из содержания заявки, АДС решает, требуется ли взаимодействие с другими аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении записываются в журнале учета заявок или в ГИС ЖКХ (если журнал ведётся в этой системе).
АДС обязана обеспечить выполнение заявки жителя. Сотрудники, выезжающие по оставленным заявкам, должны иметь при себе необходимые средства, оборудование и материалы для устранения заявленных неисправностей и повреждений. Если нужен доступ в помещение жителя, то АДС уведомляет его о планируемой дате и времени начала работ, причинах предоставления доступа, ФИО сотрудников, которые будут выполнять заявку. У них должно быть служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и т.д.) с указанием названия организации, ФИО и профессиональной специализации, одноразовые бахилы.
АДС контролирует факт выполнения заявки, сроки и качество проведенных работ с помощью фотофиксации, опросов потребителей по вопросу качества выполнения заявок. Результаты контроля также записываются в журнал учета заявок или ГИС ЖКХ (если журнал ведётся в этой системе).
Для управляющей организации очень важно соблюдать эти новые и старые требования к работе АДС, так как их нарушение теперь относится к грубым нарушениям лицензионных требований (пп. «з» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
Кодекс РФ об административных правонарушениях на момент написания этой статьи не разделяет ответственность за простые и грубые нарушения лицензионных требований: в обоих случаях ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает штраф на должностных лиц от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 250 00 до 300 000 рублей. Предполагаем, что в скорое время законодателем будет дифференцирована ответственность в зависимости от грубости нарушения.
В любом случае, уже сейчас в силу п. 4(2) Положения о лицензировании повторное совершение управляющей организацией указанного грубого нарушения в течение 12 месяцев со дня назначения предыдущего административного наказания может повлечь исключение сведения о доме (домах), в отношении которых такие нарушения были совершены, из реестра лицензий.