17 Октябрь 2019
Особенности проведения годового собрания членов ТСЖ Жилищным кодексом РФ не устанавливаются, поэтому в первую очередь надо ориентироваться на устав товарищества. Там собрание может называться очередным, годовым, ежегодным или отчетно-выборным собранием членов ТСЖ.
Собрания обычно ведет председатель правления ТСЖ, иногда в нем уже выбран постоянный секретарь и счетная комиссия, поэтому процедурные вопросы о выборе этих лиц включаются в повестку при необходимости.
Исходя из названия, а также компетенции собрания, закрепленной в ст. 145 Жилищного кодекса РФ, можно предложить такую повестку годового собрания членов ТСЖ:
1. Утверждение отчета о выполнении плана содержания и ремонта общедомового имущества.
В идеале план содержания и ремонта является годовым, поэтому и отчитываться о его исполнении правлению надо ежегодно. Однако если такой план не утверждался, то включение его в повестку не целесообразно.
2. Утверждение отчета об исполнении смет доходов и расходов товарищества за прошедший год.
Сметы также утверждаются на год, и правильнее отчитываться об их исполнении каждый год. При этом можно указать на наличие перерасхода либо остатке неизрасходованных средств, объяснить их причину.
3. Утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества.
Форма такого отчета не закреплена, поэтому на практике он может содержать любые сведения, например, дублировать информацию по исполнению сметы и выполнению годового плана работ. В отчете можно рассказать о дебиторской и кредиторской задолженности товарищества, участии в суде ТСЖ в качестве истца и ответчика по всевозможным спорам, о привлечении к административной ответственности, размере штрафов, их уплате, количестве и содержании поступивших жалоб жителей, результатах их рассмотрения и принятых мерах.
Часто такой отчет называют отчетом председателя правления ТСЖ. К решению о его утверждении, как и утверждении других отчетов, часто добавляют формулировку «признать работу правления/председателя удовлетворительной».
4. Утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.
Сложность этого вопроса в том, что сроки оформления бухгалтерской отчетности и сроки проведения годового (отчетного) собрания членов ТСЖ часто не совпадают. Если годовое собрание проводится в конце года, то ревизионной комиссии затруднительно дать заключение по отчетности, которой еще нет. Поэтому на практике этот вопрос обычно трансформируется в просто «утверждение заключения (отчета) ревизионной комиссии». Такой отчет или заключение готовятся, в лучшем случае, на основе анализа сметы и имеющихся бухгалтерских документов.
Проблема ревизии в том, что в комиссию входят простые люди, не обладающие специальными познаниями, и им трудно провести глубокий анализ финансовых документов, чтобы прийти к достоверному выводу о наличии или отсутствии нарушений. Еще труд ревизора редко оплачивается, поэтому мотивация на качественную работу зачастую отсутствует.
Некоторые ТСЖ привлекают для проверки сторонних аудиторов, чтобы получить более профессиональный результат.
5. Утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Такой план нужен, чтобы определиться с объемом расходов, которые надо заложить в смете для обоснования ежемесячного размера платы за содержание и текущий ремонт.
6. Утверждение сметы доходов и расходов товарищества на новый год.
Этот документ нужен, чтобы определить необходимый размер ежемесячных платежей жителей, а также иметь основание для выплаты, например, вознаграждения членам правления или его председателю.
ТСЖ составляют сметы разной степени детализации: кто-то в самом общем виде, кто-то с разбивкой по каждой планируемой работе (услуге). Первый вариант хорош тем, что при необходимости под него можно подвести почти любые работы, предусмотренные правилами содержания жилья или стандартами управления МКД. Однако есть и недостаток: если ТСЖ захочет собрать что-то сверх платежа, установленного на основе такой сметы, то, возможно, придется доказывать суду и (или) контролирующим органам, что в первоначальную смету дополнительная услуга, работа не включались.
7. Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Этот размер устанавливается не только для членов, но и для остальных собственников, поэтому формулировка вопроса может отличаться от изложенной выше из кодекса.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества №491, размер обязательных платежей на содержание общедомового имущества для собственников независимо от наличия членства в ТСЖ определяются органами управления ТСЖ на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Также об этом написано в ч. 5 и 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
Под органами управления ТСЖ в данном случае понимается именно собрание членов ТСЖ, так как ст. 145 Жилищного кодекса РФ относит к его исключительной компетенции утверждение смет и размеров взносов.
8. Выплата вознаграждения.
Пользуясь принятием отчетов о работе и утверждением будущей сметы, многие председатели включают в повестку вопрос о выплате себе (а также членам правления, ревизору) вознаграждения по итогам работы за год. Вознаграждение может быть также периодическим, что не исключает возможности появления в повестке собрания такого вопроса о дополнительном разовом поощрении.
9. Выбор органов управления ТСЖ (правления, его председателя) и ревизора (ревизионной комиссии).
Обычно эти лица переизбираются каждые два года, поэтому каждое второе годовое собрание, как правило, включает эти вопросы. Председатель правления может избираться самим правлением, если это предусмотрено уставом товарищества.
Правление (и, соответственно, его председатель) избираются исключительно из членов товарищества, которыми могут быть только собственники помещений. К ревизорам таких требований законом не установлено, но судебная практика иногда распространяет правило о необходимости членства и на ревизионную комиссию.
10. Другие вопросы по текущей деятельности товарищества:
- принятие и изменение правил внутреннего распорядка ТСЖ (касается работников, нанимаемых товариществом для содержания и ремонта общедомового имущества), положения об оплате их труда.
- утверждение других внутренних документов ТСЖ, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, уставом, решениями общего собрания членов ТСЖ. Например, сюда можно отнести штатное расписание, предусматривающее размер оплаты труда привлекаемых работников. Иногда размер такой оплаты просто прописывается в смете, а само штатное расписание утверждается самим правлением (его председателем).
- определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества. Вопрос решается, если товарищество ведет какую-либо хозяйственную деятельность: обслуживание и ремонт недвижимого имущества в МКД, строительство новых помещений и объектов общедомового имущества, сдача его в аренду. Последний вид деятельности также затрагивает компетенцию общего собрания собственников (ст. 44 Жилищного кодекса РФ), поэтому на практике встречается недопонимание со стороны контролирующих органов. Для подстраховки от претензий отдельные ТСЖ проводят параллельно собрания собственников, где решают аналогичные вопросы в отношении общедомового имущества (разрешение сдавать в аренду, выбор ТСЖ уполномоченным на заключение договоров лицом, определение условий аренды, решение вопроса о том, куда тратить доход).
Это довольно объемная повестка собрания, на практике редко встречающаяся именно в таком количестве вопросов. При проведении своего собрания надо ориентироваться на возможности и потребности конкретного товарищества.