8-800-100-24-97
звонок бесплатный

​Должны ли УК, ТСЖ организовывать свою площадку для сбора отходов, если есть муниципальная?

09 Сентябрь 2019

Жители некоторых МКД пользуются площадками для сбора мусора, которые организованы местной администрацией. У ТСЖ и управляющих организаций, которые управляют такими домами, возникает вопрос, нужно ли в таком случае организовывать еще и свою площадку.

В Минимальном перечне услуг и работ по содержанию общего имущества (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) есть п. 26(1), который предполагает обязанность лица, осуществляющего управление МКД, организовывать и содержать места накопления отходов.

Сейчас там работы сформулированы таким образом:

«Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов».

Ранее, до 2018 года включительно эта обязанность была прописана так:

«Работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии…».

Таким образом «организация мест накопления…» была и в прошлой редакции Минимального перечня, и есть в его текущей версии.

Минстрой России в письме от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО» разъяснил, что он понимает под «организацией»: это «создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр».

По мнению Минстроя РФ, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общедомового имущества несут администрации муниципальных образований, в которых имеются такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.

Минстрой РФ отметил, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках или лицах, которые управляют домами. Плата за организацию и содержание мест накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилья.

Обязанность управляющих организаций и ТСЖ обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов содержится также в п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя №170 от 27.09.2003.

Кроме этих правил и разъяснений есть судебная практика.

Свердловский областной суд в апелляционном определении от 05.03.2019 по делу N 33-3583/2019 оставил в силе решение нижестоящего суда, который удовлетворил требования прокурора об обязании 6 ТСЖ и УК обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

Прокурор указал, что в муниципальном образовании есть площадки, организованные местной администрацией. однако они в пользование управляющим организациям не передавались, их использование осуществляется в отсутствие на то законных оснований.

Товарищества и компании пытались возражать, что они ничего не нарушают, использование ими контейнерных площадок, установленных администрацией, не противоречит закону. Также они ссылались на отсутствие возможности организовать свои площадки в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, полагали, что бремя содержания площадок, не входящих в состав общедомового имущества, несет муниципалитет.

Суд признал эти возражения необоснованными. Он указал, что ответчики являются лицами, ответственными за содержание общедомового имущества. Работы по содержанию перечислены в Минимальном перечне, куда входит организация мест накопления отходов. Отсюда следует, что УК и ТСЖ обязаны организовать места для сбора мусора.

По мнению суда, использование ответчиками в отсутствие на то каких-либо законных оснований муниципальных контейнерных площадок не свидетельствует о выполнении ими требований законодательства в области обращения с ТКО и не снимает возложенную на них законом обязанность по обеспечению мест сбора и вывоза ТБО применительно к обслуживаемым ими многоквартирным домам.

Также в судебном решении указано, что региональный оператор также не обязан организовывать места накопления отходов: выполнение указанных работ как до, так и после изменения нормативно-правового регулирования в области обращения с ТКО, возложена на организации, осуществляющие обслуживание многоквартирных домов.

Суд отклонил довод об отсутствии возможности разместить площадки в границах земельных участков МКД, так как выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза отходов, принадлежит ответчику, таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.

В Архангельской области кооператив пытался оспорить местные правила благоустройства, в том числе в части возложения на него, как организацию, обслуживающую жилфонд, обязанности по организации мест сбора отходов. Это было решение Архангельского облсуда от 06.02.2019 N 3а-86/2019, которое апелляционным определением Верховного Суда РФ от 19.06.2019 N 1-АПА 19-5оставлено без изменения.

Суды посчитали правила благоустройства в этой части законными.

Они сослались на п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039), согласно которому места накопления отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

При этом в силу подп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества № 491, п. 26(1) Минимального перечня № 290, работы по организации и содержанию мест накопления отходов относятся к работам по содержанию общего имущества, которое выполняется организациями, управляющими домами.

Таким образом, указание в оспариваемых нормах на обязанность организаций, осуществляющих управление МКД, обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления ТКО соответствует требованиям законодательства,– указал областной суд.

В Правилах обустройства мест (площадок) накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039), на которые ссылался суд в прошлом примере, есть порядок согласования размещения площадок (пункт 4 и далее), включающий подачу заявки и ее рассмотрение, возможные причины отказа в согласовании.

Также перед согласованием необходимо будет изучить местные правила благоустройства. В них эта процедура прописана подробнее, также там могут содержаться правила организации площадок в условиях плотной застройки города.